Верить лучше тому, чьи слова - слова надежды.
Фёдор Сологуб.. Гадания
Вы хотите делать хорошие сайты и не хотите делать плохие. Но как отличить одно от другого? У каждого корифея веб-технологий на этот счёт особое мнение, а у некоторых - даже по несколько противоположных мнений. Я же выступаю за то, чтобы у вас было своё собственное мнение. Если вы будете тупо смотреть в рот очередному Великому Кормчему - ничего достойного не выйдет. Однако, если вообще никого не слушать,- думаю, получится ещё хуже. Где же золотая середина? Попробуем разобраться.
Что делать с авторитетамиВот, допустим, маститый веб-гуру что-нибудь советует. Например, помещать логотип в верхнем левом углу. Или в правом нижнем. Или делать его строго в пропорциях золотого сечения и ни в коем случае не красить в зелёный цвет. Как поступать с этими советами? По-моему, лучше всего подумать: откуда они взялись? Почему гуру рекомендует делать именно так, а не иначе? Скорее всего, у него были основания заключить, что верхний левый угол лучше, чем зелёный цвет. Вот и сообразите для себя: откуда сам гуру взял собственный совет? Польза от таких размышлений гарантируется независимо от того, прав гуру или нет. Вообще, думать своей головой - очень увлекательное и прибыльное занятие.
Не репродуцируйте граблиНадеюсь, вы не только разрабатываете свои сайты, но и посещаете чужие. И, как всякий пользователь, время от времени сталкиваетесь с затруднениями, проблемами, неприятностями. Бывает, вы не можете найти на сайте то, за чем пришли. Бывает, вам с нескольких попыток не удаётся заполнить форму. Бывает, вы щёлкаете не по той ссылке, по которой хотели. Много чего бывает. Как обратить эти проблемы на пользу? Вместо того, чтобы сердиться и огорчаться, аккуратно записывайте, какие именно неприятности постигли вас на том или ином сайте. И не допускайте, чтобы на ваших собственных сайтах эти проблемы повторялись. Кажется, это просто и очевидно. Тем не менее, мне лично знакомы некоторые разработчики с многолетним опытом, и они раз за разом воспроизводят на своих сайтах те же грабли, о которые собственным лбом спотыкаются на чужих. Не знаю, чем это объяснить; разве что синдромом общей вредности.
Учитесь на чужих ошибкахПочти каждый сайт в начале своего существования получается очень плохим. Но со временем многие сайты развиваются и перерабатываются, избавляясь от недостатков. У вас есть уникальная возможность сразу сделать хороший сайт. Просто посмотрите, от каких недостатков уже избавились другие сайты. И в собственной работе не допускайте этих недостатков с самого начала. Чтобы увидеть, как выглядел тот или иной сайт в молодости, можно обратиться к Web Archive. Например, вот каким был сайт Books.Ru в 1998 и каким он стал сейчас: Посмотрите и скажите: во-первых - что изменилось на сайте? Во-вторых - почему это изменилось, и почему изменилось именно так, а не иначе? Что появилось такого, чего раньше не было, и почему? Что раньше было, а теперь отсутствует, и почему? Конечно, один-единственный сайт - не показатель. Исследуйте таким же образом несколько десятков крупных, успешных, посещаемых сайтов. Обращайте внимание прежде всего на сайты, которые были переработаны не один раз: Яндекс, Рамблер, Google, Microsoft, Amazon, Озон... Убедитесь, что на всех этих сайтах произошли, по сути, одни и те же изменения. Наверное, над этим стоит задуматься.
Найдите десять отличийИзучайте не только разницу между старыми и новыми сайтами, но и сходства и различия между современными сайтами по близкой тематике. Например, почему в большинстве поисковых систем кнопка находится справа от строки запроса? Или почему на информационных сайтах более свежие новости расположены выше, чем менее свежие? Уделяйте внимание различиям в деталях. Например, в форме входа в почту на Яндексе слова «логин» и «пароль» находятся прямо в полях ввода, а на Рамблере эти же слова выглядят как «Имя» и «Пароль» и расположены слева от полей. Внимание, вопрос: как лучше и почему? Или, например, обратите внимание, что на Яндексе категории поиска («Везде», «Новости», «Маркет» и т. д.) находятся под строкой поиска, а на Рамблере - над строкой. Опять же - как лучше и почему? Только не думайте, что на эти вопросы существуют «самые правильные» ответы, и что я таким хитрым образом хочу подвести вас к этим ответам. Здесь не армия и не высшая математика. Здесь самые правильные ответы - это те, до которых додумались вы сами в результате собственных размышлений и выводов. Кроме поисковых систем, изучите таким образом несколько интернет-магазинов, несколько корпоративных сайтов конкурирующих компаний, несколько новостных сайтов... И будете сами прекрасно разбираться, чем хорошие сайты отличаются от плохих.
Общайтесь с профессионаламиПобольше общайтесь с живыми разработчиками сайтов - лично, по почте, на форумах, в сетевых дневниках, где угодно. Интересуйтесь их мнением, сравнивайте их точки зрения с вашими собственными выводами. В других областях - от хирургии до симфонической музыки - все давно уже поняли, как полезно обмениваться опытом с коллегами. И только в веб-технологиях многие деятели сидят в гордом одиночестве, как монахи по кельям, и не желают ни с кем контактировать. В конце концов спохватываются - а уже поздно, на пенсию пора. Только очень прошу: общайтесь с профессионалами. Не заглядывайте в виртуальные песочницы и лягушатники, где толпы начинающих подростков-любителей похваляются друг перед другом игрушечными сайтами в стиле «я и мой хомяк». Общайтесь с людьми, которые делают сайты уровня Яндекса или Google. Честное слово, это совсем не сложно. Если написать этим людям разумное и доброжелательное письмо - они с удовольствием вступят в переписку. Я не раз проверял это на собственном опыте. Только не спрашивайте у профессионалов, как вам делать ваши сайты. Пусть лучше они расскажут, как они делают свои. А как делать ваши сайты - это решать вам и никому другому.
Отвечайте за свою работуХотя я грозился не давать готовых ответов - раскрою всё-таки один секрет того, чем хорошие сайты отличаются от плохих. Разработчик хорошего сайта без труда способен объяснить, почему он сделал так или иначе. Его можно спросить: «Почему у тебя панель навигации - горизонтальная?», «Почему у тебя здесь фон фиолетового цвета?», «Почему у тебя вот эта ссылка подчёркивается, а вот эта - нет?» И он аргументированно на всё ответит. А разработчики плохих сайтов чаще всего не могут объяснить, почему они сделали именно так, как сделали. Это оттого, что они принимают все решения - от цветовой гаммы до архитектуры баз данных - на основании текущих предпочтений левой пятки вышеупомянутого хомяка. Убедитесь, что вы так не поступаете; что вы в состоянии объяснить всё, что сделали на собственном сайте. Некоторые существа даже после прочтения этой статьи задают вопросы: «И всё же, в каком углу должен быть логотип?» Ну что тут сказать? Представьте, что вы делаете сайт, который будет отображаться на устройстве, где вообще нет углов,- например, в форме круга или внешней поверхности цилиндра (наподобие тумбы с театральными афишами). Куда вы в таком случае поместите логотип и почему? Как только ответите на этот вопрос - тогда и поймёте, где должен быть логотип на обычных сайтах. |