Главная » Статьи » Контент » Специфика Web-публикаций

Выбор шрифта для сайта

Размер шрифта на сайте


Какой текст удобнее читать на мониторе?

Ответ прост: никакой!

Несмотря на то, что дизайнеры разрабатывают страницы, надеясь на то, что люди будут скрупулезно вчитываться в текст, посетители просто ПРОБЕГАЮТ по страницам глазами.

Поэтому, когда к тому же текст не является удобочитаемым, ситуация усугубляется в разы. Ведь если посетителю нужно напрягаться, чтобы прочесть текст, то все остальное (навигация, графический дизайн и т. д.) оказывается не нужным.

Плюс ко всему на некоторых сайтах можно встретить такую графику:


Кроме порчи и поломки зрения - такие картинки не дают ничего хорошего!


Выбор шрифта для экранного текста

Основной текст на страницах обычно имеет небольшой размер.

Такой текст воспринимается значительно лучше, если используются рубленые шрифты, например, Arial, Verdana, а не шрифты с засечками(например, Times New Roman).
Это происходит от того, что современные мониторы имеют сравнительно низкую разрешающую способность, и поэтому для того, чтобы четко отобразить засечки шрифта размером 10 пунктов попросту не хватает пикселов!

С другой стороны, большинство людей предпочитает читать на бумаге текст, набранный именно шрифтами с засечками (не зря же в подавляющим большинстве книг используется именно такие шрифты). Поэтому мы оказываемся перед лицом своеобразного парадокса.

Скорее всего, этот парадокс разрешится сам собой, когда мониторы будут улучшены настолько, чтобы чтение с экрана стало бы таким же быстрым и приятным, как чтение книги.

Вообще говоря, на то, что большинство пользователей Интерне́т предпочитают беглое ознакомление внимательному чтению, во многом влияет именно качество современных мониторов. Чтение с экрана оказывает повышенную нагрузку на зрение и приблизительно на 25% медленнее, чем чтение текста с бумаги.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди пытаются свести к минимуму объем читаемой информации.

Но вернемся к проблеме выбора шрифта.
Если бы мы с вами обсуждали печатные документы, разговор затянулся на многие десятки килобайт из-за неимоверного количества шрифтов, которые можно было бы использовать.
Но в Internet все проще и сложнее одновременно.

В Сети лучше использовать только 3 основных шрифта с достаточно высокой степенью уверенности, что они отобразятся у всех посетителей одинаково. Это Arial, Verdana и Times New Roman.

Мне больше нравится Вердана, кстати, Вы и сейчас читаете именно этот шрифт.
Она практически ничем не уступает Ариалу на экране, а при печати документы выглядят лучше.

Есть еще один камень в огород Ариала.
Некоторые буквы при полужирном начертании и небольшом размере «сливаются».
Мелочь, а не приятно.


Размер шрифта на сайте

Тут существуют две набившие оскомину рекомендации:

Текст должен быть достаточно крупным, чтобы его было удобно читать всем. Размер шрифта должен быть масштабируемым. Иными словами, его размер в листах стилей (или непосредственно в коде страницы) нужно задать в относительных единицах измерения.


Психология восприятия шрифтов

Компьютерная техника дала нам большие возможности для самовыражения. И примером этого может служить наличие у каждого пользователя доступа к тысяче и одному шрифту.

В то же время, мы только начинаем задумываться о том, что шрифт может оказывать сильное психологическое воздействие.
Шрифт, как и мелодия звонка мобильника, может многое сказать о человеке. И выбор того или иного шрифта всегда сопровождается передачей какого-либо настроя.
Кстати, вне зависимости от того, используется такой эффект сознательно или нет.

Внешний вид текста и его смысл должны гармонично дополнять друг друга точно так же, как выражение лица человека обычно соответствует тому, что он говорит.


Для примера дам пару конкретных рекомендаций

Представим себе страницу с описанием какого-либо товара.
Жирный шрифт в этом случае вызывает ощущение тяжеловесности, массивности, надежности товара.
А тонкий подчеркивает его изящность, точность.


Размер шрифта играет важную роль в создании определенного эффекта

Достаточно мелкий шрифт (скажем, 10-11 пунктов) создает ощущение большей доверительности и важности информации.

Подразумевается, что текст настолько значителен, что нет нужды заниматься украшательством и делать его прочтение максимально комфортным.
Наоборот, это обязанность читателя - склониться и прочитать столь важное сообщение.

Многие разработчики считают, что все пространство страницы должно быть заполнено текстом большого размера. Хотя более сильно воздействовать на читателя можно как раз при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста.
Сколько людей - столько мнений.

Вообще говоря, конкретные рекомендации по выбору того или иного визуального представления текста дать трудно, поскольку это сильно зависит от каждого конкретного случая.
При выборе шрифта (и его размера) - всегда думайте о том, какое влияние на читателя может оказать его внешний вид.


Выбор цветов текста и фона на web-страницах

Выбор оптимальной цветовой гаммы очень важен для сайта.
Она должна не только обеспечивать разборчивость текста, но и создавать у посетителя соответствующий настрой, отвечать целям сайта.

Немного теории.
Существуют две полярные цветовые схемы: позитивная(черный текст на белом фоне) и негативная(белый текст на черном фоне).

В целом, и та, и другая схема обладают хорошей читабельностью, хотя иногда говорят, что негативная схема слегка замедлят чтение из-за того, что способствует рассеянию внимания читателя.
Хотя, опять же, мнения здесь у многих расходятся.


Какая цветовая схема все-таки наиболее оптимальна?

По этому поводу можно прислушаться к рекомендациям программистов (программистам вообще можно доверять в этих вопросах, поскольку они очень много работают именно с экранным текстом).
Один из них сказал так:

Для удобочитаемости очень важна подобранная контрастность.
Черный шрифт на белом фоне очень сильно напрягает глаза.
Гораздо лучше выглядит темно-серый шрифт на светло-сером фоне. К распечаткам на лазерном принтере это тоже относится.
Наши партнеры печатают на бумаге с низкой степенью белизны и шрифтом с чернотой 60-80%.


А вот еще на заметку список некоторых распространенных цветовых сочетаний в порядке постепенного ухудшения восприятия их пользователем:

Синий на белом
Черный на желтом
Зеленый на белом
Черный на белом
Зеленый на красном
Красных на желтом
Красный на белом
Оранжевый на черном
Черный на пурпурном
Оранжевый на белом
Красный на зеленом


Кстати, с точки зрения привлечения внимания лучше воспринимаются черные буквы на желтом фоне, зеленые и красные - на белом.
Здесь особенно подходит красный цвет - как самый раздражительный для глаз.


Фон web-страниц

Любой фоновый рисунокзатрудняет восприятие текста.

Если вы все-таки решились на его использование, делайте его минимально контрастным и желательно в однотонной цветовой гамме.
На своём сайте я везде использую фоновый рисунок.


Влияние выравнивания и ширины текста на его удобочитаемость


Выравнивание текста

Тут все очень просто.
Текст, выровненный по левому краю читать удобнее всего. Выравнивание по центру и по правому краю рекомендуется использовать лишь для небольших текстовых блоков.

Браузеры пока плохо справляются с выравниванием текста по ширине - из-за того, что они не умеют переносить текст, возникают слишком заметные промежутки между буквами и словами, что производит иногда просто отталкивающее впечатление. Хотя, при достаточно мелком шрифте и длинных строках это не так бросается в глаза.
Но такой текст уже труднее читать.


Ширина текста

Посколько угол обзора при чтении составляет 15-20 градусов по горизонтали и 5 градусов по вертикали, то ширина текста при чтении с монитора не должна превышать 20 см и количество букв в строке должно быть в диапазоне 40-60.
Иначе глазные мышцы будут совершать много лишних движений и поэтому уставать намного быстрее.

Я постарался сделать так, чтобы Ваши глаза меньше уставали


Регистр символов и удобочитаемость

НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ, ЧЕМ ЦЕЛЫЕ АБЗАЦЫ ТЕКСТА, НАБРАННЫЕ В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО ИХ ПРОЧИТАТЬ.
Могу порекомендовать набирать таким образом договора, лицензинонные соглашения, содержащие выгодные вам подводные камни или, например, текст, для которого важно присутствие его на сайте как такового, а не его содержание.

Вообщем, текст, набранный заглавными и строчными буквами воспринимается лучше, чем литерами одинакового размера.

Источник: www.Danilidi.ru

Категория: Специфика Web-публикаций | Добавил: likbezz (03.06.2010)
Просмотров: 14143 | Теги: удобнее, литера В, Verdana, times, монитор, Roman, Читать, размер, текст, Arial
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]