Шрифты бывают пропорциональные и моноширинные.
Подавляющее большинство существующих шрифтов - пропорциональные. Именно они применяются для обычного текста, на который будут смотреть конечные читатели и пользователи.
В моноширинных шрифтах все символы (точнее, их кегельные площадки) имеют одинаковую ширину. Простой текст, набранный моноширинным шрифтом, смотрится отвратительно. Если у дизайнера есть хотя бы капля вкуса и здравого смысла, он никогда не напишет моноширинным шрифтом ни единой надписи на веб-странице или в печатной публикации.
Зато моноширинные шрифты полезны при наборе компьютерного кода - например, HTML, CSS или PHP. С такими шрифтами удобнее всего регулировать отступы, пробелы и прочие факторы форматирования кода. Поэтому все среды программирования и текстовые редакторы по умолчанию отображают код моноширинным шрифтом.
В книгах и сетевых публикациях фрагменты компьютерного кода тоже всегда набраны моноширинными шрифтами.
Моноширинные шрифты ещё удобны для электронной почты, при редактировании сообщений для блогов и форумов, при наборе простых документов в формате «обычный текст».
Вообще, есть подозрение, что моноширинные шрифты комфортнее для того, кто печатает, а пропорциональные - для того, кто читает.
Однако с моноширинными шрифтами связана известная беда.
В Windows исторически сложились всего два таких шрифта - Courier New и Lucida Console, и оба знамениты очень скудным ассортиментом символов. Буквы и цифры в этих шрифтах есть, а как доходит до особенных значков - тут они и пасуют:
Если я набираю содержание веб-страницы такими шрифтами - получается, что пользователи увидят нормальные символы и останутся довольны, а я у себя в редакторе обречён наблюдать эти квадратики.
В Windows Vista добавился ещё один моноширинный шрифт - Consolas, но он не принёс счастья.
В нём ассортимент символов ещё беднее, чем в Lucida Console, даже сердечка ♥ и солнышка ☼ нет:
В старых версиях Windows был ещё один моноширинный шрифт - Andale Mono.
Он на вид очень приятен, но, опять же, страшно небогат символами:
Среди стандартных шрифтов есть и такие, которые обеспечивают полное изобилие символов - например, Arial Unicode MS и Lucida Sans Unicode. Но снова беда - они не моноширинные:
Arial Unicode MS
Что же делать?
Видимо, надо искать шрифт, который, во-первых, моноширинный, а, во-вторых, богат символами.
Много лет назад я отправился в экспедицию на поиски такого шрифта.
Я долго странствовал с разнообразными приключениями, и в конце концов на скалистых берегах Ирландии обнаружил затерянные гнездилища кельтских друидов, где мне открылся шрифт Everson Mono Unicode:
В этом шрифте почти 5000 символов, которых хватает на все случаи жизни.
Я с радостью подключил его к своему редактору, описал в книге, вставил в учебный курс и пропагандировал среди широких масс населения.
Правда, мою радость омрачали два момента.
Во-первых, Everson Mono Unicode уж очень неэстетично выглядит. Дистрофичные штрихи букв, противоестественные пропорции, хаотичные интервалы. Количество символов одержало победу над качеством.
Во-вторых, шрифт не развивается с 2003. А всё, что не развивается,- загнивает и протухает.
В общем, недавно я снова устроил экспедицию.
На сей раз счастье улыбнулось мне в захолустной чешской деревушке, где варят психоактивное пиво и изготавливают по старинным рецептам шрифты семейства DejaVu.
Среди этих шрифтов нашёлся DejaVu Sans Mono, который выглядит почти как Andale Mono, но при этом гордится ассортиментом более 3000 символов:
Я прыгал и плясал от радости (а вы пропустили такое зрелище), выкинул прогорклый Everson Mono и стал печатать новым DejaVu.
Вскоре обнаружились досадные недостатки: например, в этом шрифте нет дореволюционной орфографии (Ѣ, Ѳ, Ѭ и так далее) и контурных интегралов (∲, ∳). Это мне не сильно мешало, но всё же зудело и не давало покоя.
Я погрузился в медитацию, и там неподалёку от нирваны мне привиделся шрифт Andale Mono WTG, который охватывает вообще сразу весь Unicode.
Вернувшись в более-менее реальный мир, я убедился, что этот шрифт и впрямь какой-то эзотерический: смутные упоминания о нём можно встретить по всему Интернету, но откуда взять сам шрифт - никто не знает.
Paratype посылает на Fonts.Com, оттуда посылают обратно в нирвану, Google предлагает обратиться к Ricoh, а Ricoh - к Google...
Я вполне готов этот шрифт за деньги купить - но кто и где его продаёт?..
А совсем недавно я сделал открытие, после которого изыскания совершенного шрифта почти лишились смысла.
Оказалось, что в Windows Vista стандартные компоненты для отображения и редактирования текста устроены так, чтобы при отсутствии символа в текущем шрифте брать его из соседнего.
Вот, например, обыкновенный «Блокнот»:
Обычные буквы и знаки препинания отображаются всё тем же шрифтом Lucida Console.
В этом шрифте нету большинства сердечек, не говоря уже о цветочках. Однако они всё равно отрисовываются: система не видит их в текущем шрифте, но не успокаивается, а ищет какой-нибудь шрифт, где они есть, и извлекает оттуда. В данном случае донором оказался Lucida Sans Unicode.
Мало того, чужеродные символы автоматически масштабируются, чтобы сохранить эффект моноширинности. Я и раньше испытывал симпатию к Vista, а тут влюбился в неё окончательно.
Выходит, в текстовом редакторе можно задать любой моноширинный шрифт, приятный глазу, и не беспокоиться, что в нём не хватает полезных символов.
Что я и сделал, и вам советую.