Цвет, по определению - это воспринимаемая сетчаткой глаза область светового спектра, видимая часть света с длинами волн в диапазоне от 400 до 700 нанометров.
Определение конечно верно, но не передаёт всей важности цвета. Ведь всё, что нас окружает, не имеет в действительности никакой окраски. Просто у всех предметов разная способность отражать и поглощать свет, в результате чего мы видим отражённый телами или средами часть света, но уже с другим спектром волн.
От белых предметов отражается любой цветной свет. Освещённые красным светом, они кажутся красноватыми; зелёным светом - зеленоватыми.
Серые предметы отражают света меньше, чёрные - ещё меньше.
Световые волны разной длины, отражаемые или поглощаемые освещённым объектом, воспринимаются как различные цвета.
Отсутствие света воспринимается как чёрный цвет; белый цвет содержит полный спектр в равных пропорциях.
Цвет не только воспринимает глаз человека, но и затрагивает его эмоции.
Что может быть красивее заката у побережья тёплого моря в компании красивой девушки? Представили? А теперь представьте, что Вы не воспринимаете цвета, всё вокруг чёрно-белое... ну, или 256 оттенков серого. Это всё равно, что иметь чёрно-белый монитор.
Каждый цвет имеет свой тон, т.е. определенную степень светлоты.
Цветовой тон - совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону.
Понятие «тон» тесно связано с понятием «форма», ведь свет, будучи отраженным от разных поверхностей объекта по разному, образует тональные соотношения, воспринимаемые нами в виде визуальной иллюзии с названием «Форма объекта». И поэтому любую форму можно построить цветом определенного тона.
Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета.
Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда - холодными.
Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).
Следует отличать физической характеристику некоторых источников света - цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета.
Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет голубой цвет.
Если наэкране монитора цвета имеют свой свет, то в печатной продукции они светят отраженным светом, а это накладывает определенные свойства - рефлексы, гамму окружающей среды, отражающие свойства материала, на котором она изготовлена. Один и тот же плакат в помещении с освещением от обычной лампы имеет желтоватый тон, а на улице - холодный синеватый.
Не зря профессиональные фотографы даже в солнечный день освещают фото моделей дополнительными софитами с лампами определенного спектра свечения. Чем большее количество света отражает предмет, тем он кажется белее, а чем больше поглощает, тем он кажется темнее.
Разница между понятиями тона и цвета в том, что цвет воздействует на наши чувства и эмоции, а тон - на разум. В природе не существует материала, отражающего или поглощающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально чёрного цвета.
При изменении цветового тона изменяется и восприятие цвета - его изменение в среде будет иметь один вид, а в нашем сознании - другой. Потому, что даже очень плоскостную среду мы склонны представлять прежде всего в виде пространственной иллюзии, и только потом свести до состояния плоскости.
Под насыщенностью цвета следует понимать его максимальную цветовую составляющую. Среда и другие источники света будут менять это значение в ту или иную сторону (темнее, светлее или получение дополнительных оттенков). Количество цвета в определенном участке среды определяет насыщенность цвета, яркость цвета определяет дополнительный фактор в виде взаимодействия конкретного цвета с белым или другим, дающим в сумме белое свечение.
Такие картинки использовать не надо:
Например на экране Вашего монитора зеленые, синие и красные точки дают достаточный для наших рамок восприятия комплект свето-цветовой шкалы.
Цветные точки всего четырех красок при смешении дают нам красивую журнальную картинку.