Главная » Статьи » Контент » Специфика Web-публикаций

Пара строк об авторском праве
Поговорим об авторских правах.
Тема настолько же интересная, насколько большинству о ней ничего не известно.

Часть первая, теоретическая


По вопросам авторского права написаны статьи и диссертации, существуют многостраничные законы и постановления, в основе которых простое утверждение: у всего на свете есть автор.
За каждым текстом, картинкой, загогулиной, мелодией кто-то стоит.
В момент создания произведения рождается право создателя считать себя автором.
Данное право никто не может отнять, купить, подарить или продать. Поэтому авторское право называется неотчуждаемым.


Ради краткости изложения обойдем стороной такие понятия, как «коллективный автор», «служебное произведение» и пр. Также оставим в стороне все те тонкости, на которых основана уверенность в сытом завтрашнем дне юристов, чьей специализацией является авторское право.


В случае продажи произведения речь идет не о продаже авторства, а о праве на использование произведения. Если дизайнер, скажем, создал логотип для фирмы N, авторское право на изображение остается за дизайнером. Фирма N может у дизайнера приобрести право на использование логотипа и купить согласие на то, что этот же логотип дизайнер не продаст еще десяти фирмам.


Даже в ситуации, когда автор продает исключительные права на использование своего произведения, он всегда может использовать его, например, в собственном портфолио или собрании сочинений.


Символ охраны авторских прав - © - оброс огромным количеством мифов.
Многие убеждены в том, что отсутствие такого значка рядом с произведением является свидетельством того, что произведение может быть использовано в любом виде - перепечатано, перепродано, украдено и т. д.

Это заблуждение.

Опознавательные знаки по большому счету вообще не нужны.
И нет никакого стандарта на их использование.

Можно писать «Авторские права принадлежат Васе Пупкину», можно — «Copyright Vassily Poupkine», а можно вообще ничего не писать.
Значок © ставят для отпугивания, для указания владельца прав, для напоминания, для рекламы, для чего угодно.
Если автор - Вася Пупкин, то и право авторства принадлежит ему, независимо от наличия или отсутствия знака.

Помимо прямого воровства существует еще одна ситуация нарушения авторских прав - плагиат(или клонирование), когда за основу берется идея, внешний вид, решение и повторяется с минимальными отхождениями от оригинала.

Совсем другое дело - пародия или так называемое «честное использование».

Объем авторского материала должен оставаться в разумных рамках.
Скажем, если взять «Войну и мир» целиком, поменять название романа на «Как в 1812 году всех по полю раскидало» и издать, то это не пародия и не честное использование(хотя постмодернисты могут не согласиться).

Бывают ситуации, когда необходимо использовать авторский материал.
При создании сайта «Петрович» для оформления раздела об авторских правах мне понадобилась иллюстрация. Но у Андрея Бильжо на эту тему ничего не оказалось. Тогда пришлось нарисовать картинку в его стиле.



В данном случае ничьи права не были нарушены.


Часть вторая, практическая


Немного о правильном использовании опознавательных и напоминательных знаков.


© - Copyright - знак охраны авторского права
® - Registered trademark - зарегистрированный товарный знак
- Phonorecord - звукозапись (знак охраны смежных прав на пластинках и компакт-дисках)
- Trademark - товарный знак (встречается в Америке)
- Service mark - знак обслуживания (встречается в Америке)


Надо помнить, что наличие любого из этих символов рядом с произведением, текстом, картинкой, товарным знаком, слоганом и т. п. не значит ровным счетом ничего, кроме напоминания. Отсутствие символа не отменяет законов об охране прав. В нашей прекрасной стране эти символы приобрели мистическое значение: знаком копирайта отпугивают, как черта крестом.

 

Многие просто не знают, в каких случаях писать тот или иной символ.
Довольно часто можно встретить такое употребление:



Что является нонсенсом.
Авторские права тут ни при чем, а использование знака копирайта в данном контексте является признаком невежества.


Когда нет возможности использовать символы стандартного вида, пишут (c), (r), (TM) и т. д., хотя при сегодняшнем развитии наборного дела это плохой тон.


Явление формата

Существует клонирование.
Это когда просто берут чужую структуру, картинки и (иногда) меняют текст.

С другой стороны, существует формат.
Это набор правил, свойств и функций, присущих (в нашем случае — визуально) какому-либо виду.

Например, мы всегда отличим газету от других печатных изданий. Ее типичные признаки - особая бумага, черно-белая печать, крупный логотип на первой полосе, верстка колонками, разные размеры заголовков, мелкий наборный шрифт, отсутствие скрепок и т. д.
Нельзя утверждать, что «Известия» - это клон «Правды».

Практически все веб-каталоги похожи на «Яху», создатели которого придумали самый удобный способ подачи рубрикатора: две колонки со ссылками на основные подрубрики. Остальные каталоги похожи на «Яху» не потому, что являются клонами, а потому, что они выглядят как каталоги. А «Яху» просто был первым.


Трудно сделать рояль, не похожий на рояль, или сотовый телефон, в котором сложно узнать сотовый телефон. Разница в удобстве, качестве, красоте и пр.

Все брюки похожи, но никому в голову не придет назвать их клонами.



В какой-то момент кто-то создает дизайн, настолько хорошо отвечающий поставленной задаче, что последователи вынуждены его повторять с минимальными изменениями.

Это формат.
Нужно не бояться повторить чью-то схему, а уметь придумать каждый раз что-то новое.


Использован материал со Студии Артемия Лебедева, а именно:
§ 14. Автора! Часть первая, теоретическая,
§ 15. Автора! Часть вторая, практическая,
§ 25. Явление формата 
Проект «Ководство».
Автор - Артемий Лебедев.




Источник: Символ охраны авторских прав © - мифы и рассуждения на тему защиты и нарушения авторских прав, плагиат, клонирование
Категория: Специфика Web-публикаций | Добавил: likbezz (29.10.2010)
Просмотров: 5558 | Теги: защита, Пародия, плагиат, клонирование, нарушение, мифы, формат, авторских прав
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]