Главная » Статьи » SEO Оптимизация, раскрутка » Оптимизация и продвижение

Релевантность. Цели и типы поисковых запросов

Качество поисковой машины (поисковика)

В отношении поисковых машин очень часто можно слышать подобные оценки: «Я пользуюсь Яндексом, потому что он лучше ищет!», «Гугл круче всех» - довольно распространенные высказывания.

Что же такое качество поисковика?
Обычно, синонимом качества поиска считается его релевантность.


Что такое релевантность

В отношении поисковых машин слово релевантный - чуть ли не главный термин.
Релевантная выдача, релевантные результаты, у поисковика «X» релевантность выше, чем у поисковика «Y», - нередкие выражения.
А что они означают?

Релевантный - значит относящийся к делу. Релевантность результатов поиска поисковой машины означает, что эти результаты содержат страницы, относящиеся к делу, т.е. к смыслу поискового запроса.

Это определение релевантности выглядит очень просто. Казалось бы, из него следует, что если мы введем поисковый запрос и если среди первых результатов поиска окажутся только релевантные сайты, то выдача поисковой машины будет релевантна. Однако это не совсем так.
Давайте разберемся с этим вопросом подробнее.

Кто-то должен определить, действительно ли сайты соответствуют тому, что предполагалось в запросе. Кто? Очевидно, лучше всего это может сделать сам автор запроса, который ввел его в поисковую машину.

И вот здесь возникает несколько проблем.

Во-первых, большинство запросов - одно- или двухсловные, т.е. очень лаконичные. Ясно, что далеко не всегда они полностью задают смысл искомой страницы. Значит, какие-то условия поиска всегда остаются недосказанными, в уме пользователя.

Во-вторых, ни поисковик, ни мы с вами не можем знать, что происходит в уме реального пользователя, вводящего конкретный запрос. Что он на самом деле имел в виду?

В-третьих, у популярных запросов очень много «соавторов» - их вводят совершенно разные люди. Всегда ли они имеют в виду одно и то же - неизвестно. Скорее всего, нет.

Например, что такое запрос дизайн? Что имел в виду автор - веб-дизайн, дизайн квартир, ландшафтный дизайн или промышленный?
А что делать, если разные авторы этого запроса имели в виду разное?

Итак, можно сформулировать следующее утверждение: сам по себе поисковый запрос принципиально неполон.
Почти для каждого запроса существует не высказанное пользователем явно, но важное для него условие релевантности запроса.


Условие релевантности

Условие релевантности - это не входящее в запрос предположение пользователя о том, какие страницы будут релевантным ответом на запрос.
Фактически - это скрытая постановка задачи поиска в уме пользователя.

Например, если пользователь вводит запрос «ногу свело», то в большинстве случаев таким условием релевантности является имеющееся в уме пользователя дополнительное ограничение на поиск - "музыкальная группа".

Значит, большинство пользователей поисковика, задавшие запрос «ногу свело», имеют в виду именно музыкальную группу и будут довольны, если поисковая машина по запросу ногу свело выведет их прямиком на сайт группы "Ногу свело", на ее последний диск или еще на что-то, связанное с этой музыкальной группой. Заметим, что пользователь, как правило, держит это условие релевантности в уме, не сообщая его поисковику!

А тот редкий несчастный пользователь, у которого в самом деле свело ногу и который хочет узнать в Интернете, что делать в таком случае, скорее всего, вообще не получит никакой информации на первых страницах выдачи.
Выдача будет забита ссылками на разные аспекты деятельности группы "Ногу свело", и ему придется как-то дополнительно уточнять свой «медицинский» запрос.

Условие релевантности в уме пользователя прямо зависит от его намерений, от цели запроса, от того, что вообще хочет сделать пользователь с найденными по запросу сайтами.


Цели и типы поисковых запросов

Пользователи в Интернете все очень разные, и приходят они в Интернет с совершенно разными целями. Поэтому запросы, которые вводят пользователи в поисковые машины, также отличаются по своим целям. Заранее знать и понимать эти цели довольно важно как для поисковой машины, так и для тех, кто хочет привлекать посетителей на свой сайт.

Ниже описаны основные типы запросов в поисковики.


Навигационные запросы

Это один из самых распространенных видов запросов. Такие запросы вводят пользователи, которые хотят найти конкретное место в Сети - сайт нужной им компании, сайт интересного им форума, ссылку на блог интересной персоны и т.п.

Таким образом, если пользователь ввел запрос наподобие Администрация Президента, то, скорее всего, он хочет получить ссылку на сайт Администрации Президента. То же утверждение с большой вероятностью можно отнести и к запросам вида Вимбильдан или Аэрофлот.

Аудитория, которая приходит на ваш сайт по навигационным запросам, скорее всего, уже знает ваш бренд, сайт, услугу, либо зашла к вам по ошибке.


Информационные запросы

Информационный запрос вводят, когда хотят найти какие-то сведения, информацию в Сети, причем пользователю все равно, где именно она находится.

Примером информационных запросов могут служить, например:

  • поиск телефона нужной организации (в данном случае подойдет сайт любого справочника);
  • желание получить сведения по истории Древнего Рима или выяснить удельный вес ртути (здесь сгодится любой более-менее серьезный научный сайт или онлайновая энциклопедия);
  • запрос о результатах финального матча чемпионата мира или поиск последних сведений об очередной вспышке напряженности на Ближнем Востоке (в данном случае пригодится любая свежая новость по заданной теме, независимо от того, где она опубликована);
  • запрос типа руководство к очистителю воздуха Дайкин или Расписание полетов Аэрофлота (здесь пригодится любой авторитетный источник).

Ясно, что пользователи, сделавшие информационные запросы, наиболее интересны тем владельцам сайтов, которые делают ставку на показ посетителям какого-то интересного им содержания, справочной информации или уникальных сведений.


Транзакционные запросы

Как мы уже говорили, массовому пользователю свойственно вводить недоопределенные, нечеткие, самые общие запросы, так что поисковику из формальных соображений трудно отличить, что имеется в виду, когда введен, например, запрос пластиковые окна.

Но нам-то с вами более-менее ясно, что здесь с большой вероятностью имеется в виду не общая теория пластиковых окон или конкурс дизайна пластиковых окон в Париже. Этим запросом пользователь, скорее всего, выражает желание выбрать и установить окна у себя в квартире, так что это - не информационный, а другой вид запроса - транзакционный.

Транзакционным является такой запрос, который вводит пользователь, желающий совершить какое-то действие в Интернете - транзакцию (т.е. купить, заказать, скачать, подписаться или заплатить).

Например: антивирус скачать, установка кондиционеров, летний лагерь под Москвой и тому подобные конкретные, "деловые" запросы.

Транзакционные запросы наиболее интересны для тех владельцев сайтов, у которых уже есть готовая структура для продажи товаров или услуг через Интернет.


Неметкие запросы

И конечно же, есть огромная «серая зона», обширная категория нечетких, слишком общих запросов, которые вводят в поисковиках неопытные или ленивые пользователи.

Например, какую цель преследуют запросы типа квартира, кондиционер, окна, мобильник?
Это точно не навигационные и, скорее всего, не информационные, а транзакционные запросы, но этого нельзя знать наверняка.

Сделаем общее замечание о «качестве» запроса, которое нам пригодится в дальнейшем.

С одной стороны, нечеткие, т.е. самые общие, запросы наподобие билеты, квартира, кондиционер, окна, как правило, кажутся наиболее привлекательными владельцам сайтов. Очень часто директор фирмы желает видеть свой сайт на первом месте в поисковиках именно по этим запросам.
Если фирма строит бассейны, ее генеральный директор обычно хочет быть первым в Яндексе и Рамблере по запросу бассейны.
А директор агентства недвижимости - по запросу квартира.

Именно поэтому по самым общим запросам обычно имеется наиболее высокая конкуренция, как в продвижении сайтов, так и в контекстной рекламе.

С другой стороны, аудитория такого запроса может быть очень неоднородной, смешанной, потому что в таком общем запросе могут быть смешаны самые разные цели и типы запросов.
Например, что на самом деле означает запрос квартира? Что хотел автор запроса - купить, продать, арендовать, сдать?
Может, ему вообще нужна ипотека или ремонт? И нужно ли тратить много ресурсов на этого пользователя с его неизвестными целями?

В дальнейшем, мы покажем, что для продвижения своих услуг в областях с высокой конкуренцией часто гораздо эффективнее заниматься более точными, низкочастотными, многословными запросами.


Зачем нужно знать тип запроса

Зачем нужно понимать, по запросам какого типа пользователи заходят на ваш сайт?
Затем, что только зная ожидания посетителей сайта, их можно обслужить более качественно.
Например, если посетитель зашел к вам на сайт по информационному запросу, не сто́ит пытаться сразу же заставить его купить товар - он просто уйдет со страницы в раздражении.
Напротив, нужно сначала предложить ему искомую информацию (и чем более полной она будет, тем выше вероятность удержать посетителя на сайте) и только затем предложить ему соответствующую услугу или товар.

И наоборот, посетитель, сделавший транзакционный запрос, больше всего будет интересоваться условиями транзакции - ценой, сроками, доставкой, скидкой и т.п. И он будет рассчитывать сразу же найти эти условия на странице, окинув ее одним взглядом.

Заметим, что все поисковые машины по-разному работают с разными типами запросов.
Извне оценить эти отличия можно только приблизительно, статистически.
Например, известно, что Google лучше всего справляется с навигационными запросами, это его конек. А Яндекс более силен в обработке информационных запросов.


При написании, использовались следующие материаллы: 
Научно-популярное издание: 
Продвижение сайта в поисковых системах
Под редакцией:
И. С. Ашманова, А. А. Иванова



Источник: Цели и типы поисковых запросов, Что такое релевантность, Навигационные запросы, Информационные запросы
Категория: Оптимизация и продвижение | Добавил: likbezz (19.09.2010)
Просмотров: 8526 | Комментарии: 2 | Теги: Транзакционные, продвижение, seo, Релевантность, тип запроса, оптимизация, Условие релевантности, запросы
Всего комментариев: 2
0  
1  металкомпозит [Материал[12.03.2012]

Админ, а можно я размещу этот пост на своём сайте?

0  
2  likbezz [Материал[12.03.2012]

Quote (металкомпозит)
Админ, а можно я размещу этот пост на своём сайте?

Да, прямая обратная ссылка обязательна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]