Total (Тотал) (история группы)


Начало.

Пророкам в нашем отечестве всегда не легко. История создания Total напоминает арабскую сказку, рассказанную в Европе, где есть ароматы дивных благовоний и экзотическая сексуальность, зажигательная музыка Востока и саксонский сплин, преодоление трудностей и опасностей, движение по восходящей спирали и внезапные повороты судьбы, ряд загадочных и почти фантастических совпадений. Итак: Новый проект Максима Фадеева Total появился в 1998 году.

Путешествуя по Ближнему Востоку, Фадеев в одном из клубов Дубаи встретил светловолосую девушку с серыми глазами, поразившую его своей экспрессивной манерой пения. "На сцене она переставала быть собой, - вспоминает Максим. - Я не знаю, кем она была в тот момент. Она словно улетала в другой мир. И это завораживало". Певицу звали Марина Чиркунова. В Объединенные Арабские Эмираты она попала по контракту, который с ней заключил местный клуб. До этого она жила в Кургане - в том самом городе, где некогда родился Фадеев. Как и Фадеев, Марина когда-то училась в курганском музучилище. Как и Фадеев, закончила его по специальности "руководитель хора".

После училища пела в хоре (второй альт) и работала с начинающими рок-группами как концертмейстер. Параллельно преподавала музыку в общеобразовательной и сольфеджио в музыкальной школе. Но вскоре это "мирное музпросвещение" ей надоело. "В Кургане мне не хватало адреналина, - вспоминает Чиркунова о периоде, когда ее "потянуло на острые ощущения". - Я не умею сидеть на одном месте, мне хотелось движения: Восток был для меня закрытой и малоизвестной территорией. Это было жутко любопытно. И интересно было попробовать себя". Новая встреча продюсера и певицы произошла в Москве примерно через месяц. Двое суток они проговорили о музыке, обсуждая стилистику будущего проекта. В качестве основополагающих ориентиров был выбран творческий коридор между Portishead и Garbage.


Курганская диаспора.

Часть музыкального материала у Фадеева уже была готова, на примете имелись сильные музыканты - в частности, гитарист Гена Гаев, тоже родом из Кургана. Гена начал играть на гитаре в 12 лет и первым оказавшим на него влияние коллективом стала Nirvana. Но увлечение тяжелой музыкой очень быстро переросло в интерес к красивой трип-хоповой форме и увлечению творчеством таких музыкантов как Portishead, Massive Attack, Tricky. "Несколько лет назад трип-хоп запал мне в душу и до сих пор сидит там, - считает Гена Гаев. - Это божественно. Вокал один чего стоит! И все эти ди-джейские фишки...

Гитары, как таковой, там очень мало - и как раз это радует. Потому что все гитаристы обычно стараются показать, как много всего они умеют. А на самом деле, нужно просто уметь играть. Не много, но "в кассу". Трип-хоп мне нравится еще потому, что мне вообще нравятся умеренные темпы." Cо временем роль Гаева в проекте переоценить будет сложно - не пройдет и года, как он станет одним из двух основных полюсов инструментального напряжения Тотаl. Пока же на немецкой студии Фадеева три курганских пилигрима плюс несколько приглашенных музыкантов засели за запись первой пластинки. Cтилистический вектор первых композиций Total тяготел к сыгранному "живьем" классическому трип-хопу в духе, скажем, Red Snapper. С написанием текстов - весьма депрессивных по настроению - группе помог Глеб Самойлов, с которым регулярно поддерживалась телефонная и астральная связь.

В свою очередь Максим являлся автором всех мелодий. "Естественно, мы не хотели быть похожими ни на кого, - вспоминает Марина. - Тогда перед нами стояла глобальная задача - не повторять стилистически предыдущие проекты Фадеева, а создать что-то свое, что-то новое". После того, как на пленке было зафиксировано восемь песен, музыканты ощутили дисбаланс между своим внутренним экстремальным драйвом и медитативным трип-хоповым настроением альбома. В своем мнении члены группы были единодушны - альбом не выпускать. Работу решили прекратить, а оригинал записи исчез. Наряду с пропавшей пленкой исчезла и часть музыкантов. Из первоначального состава вместе с Фадеевым остались только Марина и Гаев. С ними Фадеев решил стартовать "с нуля". "Мы просто начали ломать себя, ломать свои представления, ломать восприятие и подход", - вспоминает Марина. Фадеев готовил новые песни. Марина записывала вокальные черновики. Экстренным подбором новых музыкантов занялся Гаев. Итогом его поисков стала новая ритм-секция: Анатолий Караваев - бас-гитара, Женя Никулин - барабаны. Почти хип-хоповым скретчем звучание грандж-гитар разбавила ди-джей Аня Корнилова. С этого момента начинается второй этап истории группы Total.


Вторая попытка.

Вторая версия дебютного альбома - с новыми песнями и новыми музыкантами - готовилась с конца 99 года в рамках географического треугольника Франкфурт - Прага - Москва. Финальную звуковую косметику группа осуществляла где-то на юго-западе столицы в студии Игоря Бабенко, а мастеринг происходил в Германии при помощи звукооператоров Rammstein. Во вторую версию альбома вошло десять композиций, из которых лишь одна ("С добрым утром") представляла собой римейк одноименного трека с исчезнувшего альбома. Все остальные песни были новыми. "Я хотел изменить свое структурное отношение к музыке, - вспоминает Фадеев. - Изменить стиль, звучание - чтобы не было воспоминаний о моих прежних работах". Что получилось в итоге? На смену трип-хоповой эстетике с электронными оркестровыми аранжировками и сэмплами пришел гитарный грандж - с виртуальным засосом в адрес Кортни Лав.

Результатом работы стала хитрая смесь немецкого порядка и русской души - с тенью Guano Apes в звучании и модернизированным гранджевым драйвом по типу HIM. Собственный, пока еще не очень привычный для России альтернативный стиль был зафиксирован на аудио- и кино-пленке (клип "Не гони"). Теперь весь этот джаз оставалось продемонстрировать на практике. Долго ждать не пришлось. Уже в конце 2000 года Тotal стал хэдлайнером акции журнала Cosmopolitan. Группа дебютировала в Манеже (вместе с "ВВ", "Чичериной", Hi-Fi и "А-мегой"), исполнив пять композиций: "Ну, здравствуй", "Камасутра", "Тоска", "Не гони" и "Дискотека". Пластика и энергия Марины Чиркуновой, демонстрировавшей на сцене прямо-таки акробатические трюки, чуть не воспламенили стены бывших царских конюшен. Бешеная энергетика и неподдельный гитарный драйв, создаваемый Гаевым и мощной ритм-секцией Караваев-Никулин, сметали всякие сомнения в том, что Total - это действительно новое слово в российской музыкальной культуре.

Психоделический треск винила в руках парящей над вертушкой Ани Корниловой усиливал сюрреалистичность акции, проходящей в 500 метрах от Кремля. Это выступление показало своеобразие и космополитичность Total: "русская группа с нерусским звучанием". Концертный саунд проекта отличался небывалой плотностью и оказался почти неотличим от студийного. Критики и эксперты никак не могли поверить, что отечественная рок-группа может создавать такую стену звука живьем. Первой в это поверила фирма Real Records, заключившая с опекающим группу продюсерским центром ELF контракт на выпуск дебютного альбома. Спустя месяц в модном столичном клубе "16 тонн" состоялся первый сольный концерт Total, а также пресс-конференция и презентация нового клипа "Камасутра". "В свой первый концерт Total рубились так, как будто это их пятидесятый сольник, - писал "Московский комсомолец". - Как будто за спиной два крупных тура - без тени мандража, без сучка, без задоринки". В "16 тоннах" Total превзошел себя. Рев гитар было слышно на улице, под грохот барабанов сотрясались стены пивного паба.

Марина, которую пресса нарекла "хищной девушкой, напоминающей чем-то раннюю Дебби Харри из Blondie", прыгала выше микрофонной стойки и доставала рукой до звезд - Земфиры, Петкуна, Преснякова и "Иванушек International", двигающихся в ритм музыки. В процессе пресс-конференции гостям столицы предложили посмотреть фрагмент интервью с немецкой супергруппой Guano Aрes, музыканты которой высказали свое мнение о творчестве Total.
В частности, вокалистка Сандра сказала, что была приятно удивлена, узнав, что в России есть музыка, которая отвечает европейскому уровню, а также заявила, что ей очень понравилась вокалистка. "Если вас будут с кем-нибудь сравнивать, забейте на это, - посоветовала фронтвумэн Guano Apes. - Ведь вы действительно классные". Свой класс Total подтвердили весьма своеобразно - на концерте в Центральном Доме художника. После четвертой песни, когда Марина Чиркунова объявила хит "Камасутра", в колонках неожиданно вырубился звук. Администрация ЦДХ решила, что музыка Total звучит слишком громко - на втором этаже начали дрожать стекла и сыпаться штукатурка, а на первом со стен рухнула часть картин экспозиции "Пираты XXI века". В итоге напуганная несанкционированным погромом дирекция зала не дала группе доиграть, отключив микрофон солистки от пульта. Скандал! Скандал! "Вы что, всегда так громко играете?" - спрашивали у Гаева потрясенные увиденным телевизионщики. Прямо на глазах Total обрастал и своей собственной мифологией. В Москве слухи распространяются быстро. В тот же вечер группа, в биографии которой насчитывалось целых три выступления, получила приглашение сыграть в качестве special guest на концерте Мерилина Мэнсона в "Олимпийском". Выступление должно было состояться через два дня.


В объятиях дьявола.

Музыканты знали, что их пригласили как "разогревающую группу", что автоматически означало массу проблем. Музыканты знали, что будет тяжело. Знали, что для 15 000 зрителей "Олимпийского" они будут выступать в роли темной лошадки. Готовились к любым сюрпризам. Но суровая действительность превзошла все ожидания. Для начала группу лишили возможности подготовиться к выступлению - музыкантам попросту не выделили время на саундчек. Дальше - больше. Пропуска на сцену выдали не всем участникам группы, в результате чего часть аппаратуры попала на сцену на хрупких девичьих плечах Марины и Ани. Кроме того, роуд-менеджер Мэнсона - двухметровый негр - только за пять минут до начала концерта разрешил Total снимать себя на бытовую видеокамеру. Но это были еще цветочки...

Во время выступления звук с пульта шел на сцену через пульт Мэнсона. Где его с азартом гасил заокеанский звукорежиссер. В итоге прославленный молвой саунд Total звучал на уровне условного ДК "Каучук", но никак не "Олимпийского". Звук в мониторах отсутствовал как класс. А световое оформление напоминало дискотеку в каком-нибудь мелком сельском клубе. Качественный свет и звук приберегли для Мэнсона, который в этот вечер звучал раза в два громче. Западная практика искусственного выделения хэдлайнера за счет special guest в ситуации "антихриста" подтвердилась на сто процентов. Тем не менее, несмотря на откровенный саботаж, в 15-тысячном зале нашлось немало людей, которые с удовольствием слушали Total. А песни "Поджигай", "Дискотека" и, особенно, "Камасутра", уже известная по теле- и радио-эфирам, вызвали оживление в партере. "Первый выход на большую площадку, - мы, конечно, волновались жутко, - вспоминают музыканты. - Мы чувствовали себя уродиками, потому что нам не дали настроиться. Мы не могли общаться, потому что с нами никто и не хотел общаться.

Кто-то что-то лопотал на ломаном английском, но технические термины - особое дело, и мы тыкались, как слепые котята. Тем не менее, мы отстояли, отбились. Факи, которые нам поначалу показывали, перешли в металлические козы, и какая-то часть людей во все это даже воткнулась". Исполнив несколько сверхжестких боевиков, Марина Чиркунова от лица группы поблагодарила "Олимпийский". Не без доли сарказма: "Спасибо моим дорогим соотечественникам". А журналистам музыканты поведали, что никогда больше с Мэнсоном выступать не будут. "Еще до концерта нам сказали: "Ребята, держитесь, будет плохо", - вспоминает Марина. - И мы держались. Хотя от напряжения можно было заработать разрыв сердца. Когда отыграли, стресс начал отходить. Мы смотрели свое выступление, и нам понравилось. Потому что все было достойно. Мы отстояли, мы не испугались". Несмотря на определенный негатив, это был опыт - бесценный опыт выступления на одной сцене вместе с западными монстрами. Опыт, который пригодился Total спустя всего несколько месяцев.


Третье пришествие.

"В феврале у группы выйдет дебютный альбом, а радиостанции будут просто драться за наши песни, - сказал Фадеев в начале 2001 г. в одном из интервью. - Это довольно благородное занятие - поднять наш уровень восприятия до европейского". Это был тот редкий случай, когда интуиция подвела Максима. Уровень российских слушателей, с молоком матери впитавших более эстрадную музыку, за несколько месяцев на европейский уровень так и не вышел. Радиостанции за песни не дрались. В эфире вяло крутилась стопроцентно хитовая "Камасутра", изредка мелькала "Не гони": Та же картина происходила и на телевидении. Директора радиостанций поставили на Total клеймо неоправданно тяжелой и, к тому же, неформатной группы.

Готовый к выходу альбом "Total I" в феврале так и не увидел свет. Фадеев, убедившись на собственном опыте, что тяжелая рок-музыка в России востребована исключительно на уровне группы "Ария", был близок к тому, чтобы уничтожить исходники уже записанного альбома во второй раз. Во всяком случае, получив известие о том, что "Радио Maксимум" отказалось ставить "Камасутру" в эфир, свой роскошный телефон он все-таки уничтожил. Ситуация в итоге получалась революционная. Группа была однозначно востребована "живьем" и уже получила приглашения на все крупнейшие рок-фестивали. При этом ее популярность носила исключительно культовый и чуть ли не андеграундный характер. "Никто не врубится сразу во что-то тяжелое, - говорила Марина в одном из интервью того времени. - Народ, в общем, воспитан на только одной всем известной музыке. И нам приходится эти вкусы ломать. Но мы будем биться. Так же, как и на Мерилине Мэнсоне". Для настоящего прорыва музыкантам нужен был хит.

И вскоре такой хит появился. Новый боевик "Бьет по глазам" (второе название - "Адреналин"), написанный за несколько весенних дней, кардинальным образом изменил статус группы. К примеру, на "Радио Maксимум" новый хит Total побил все рекорды, уже на вторую неделю ротации оказавшись на втором месте. Спустя еще семь дней композиция "Бьет по глазам" возглавила "Хит-парад двух столиц". В конце весны "Бьет по глазам" вышла на ведущие позиции всех основных хит-парадов, сделав группу массово узнаваемой. "Фактически эта композиция была рождена специально для радиостанций, - считают музыканты. - Когда группа стала слегка затормаживать в своем продвижении, "Бьет по глазам" пробила все двери и замки". Вдохновленный успехом, Фадеев выпускает еще один бронебойный хит "Уходим на закат" (который впоследствии повторил успех "Бьет по глазам"), а также кардинально меняет аранжировку и драматургию альбома. Ряд авторитетных газет и журналов восторженно анонсировали его появление зимой, но мудрый Фадеев решил подождать до осени.

Теперь вместо двух старых композиций он усиливает альбом обоими хитами: "Бьет по глазам" и "Уходим на закат". Страдает концептуальность, но возрастает коммерческий потенциал. Итак, дебютный альбом готовится к выходу уже в третий раз. "Поспешишь - людей насмешишь". Фадеев решил людей не смешить. Он решил удивлять. Что касается непосредственно группы, у нее появились два облика: облегченный радио-форматный ("Бьет по глазам", "Уходим на закат", "Камасутра") и утяжеленный концертный, где на первый план несколько неожиданно вышли такие рок-боевики, как "Поджигай" ("Тоска)", "Дискотека" и измененная до неузнаваемости композиция "Небо" из уничтоженного трип-хопового альбома. Все это выглядело весьма убедительно. :Одной из главных акций весны 2001 года стало для Total участие в фестивале "Максидром". Многие музыкальные критики даже поспешили назвать выступление проекта Максима Фадеева одним из лучших на фестивале. И не без оснований. "Для нас "Максидром" был очень ответственным мероприятием, - вспоминает Марина. - Было очень много эмоций. Нам понравилась организация этого действа - все было четко, удобно и уютно.

И самое главное - публика. Ее было много, и она была кайфовая. Пели наш "Адреналин", хотя он совсем еще недолго раскручивался - пели вместе с нами. Мы были в восторге, когда нас, как тюремщиков, вели на пресс-конференцию по этим коридорам: На пресс-конференции мы взахлеб рассказывали, что с нами происходило - как мы испугались этого фейерверка, который на "Адреналине" вдруг взорвался прямо перед нами. И все музыканты подпрыгнули, но не забыли ни слов, ни нот". После концерта к Марине, которая из симпатичной блондинки уже превратилась в темноволосую девушку-вамп, подбежали фанаты: "Почему вы спели всего две песни?! Вы же обещали шесть!" Оказывается в одном из интервью, которые Total давали накануне, они сказали, что обязательно споют не меньше шести песен. Но правило "Максидрома", гласящее, что новичок поет две композиции, не позволило группе выполнить обещание. Гораздо больше повезло Total на празднике "МК" где они выступали на площадке "Мегахаус Party". Там они исполнили обещанные ранее шесть песен, и зрители приняли их на ура. А на исполнении финальной "Бьет по глазам" народ завелся и дружно подпевал Марине. Традиция неудачных концертов была решительно и бесповоротно сломана. 5 августа Total выступил на крупнейшем отечественном фестивале "Нашествие 2001" в подмосковном городе Раменское. Из всех дебютантов козыревской акции наши герои, которых возглавляла Чиркунова (в новом имидже с выбритым на затылке штрих-кодом) были приняты теплее всех. Активная ротация и мощный звук сделали свое дело. Громче в Раменском была только "Ария". Актуальнее же не звучал никто. Выступление группы сопровождалось совершенно отрывными танцами, искусство которых, помимо Марины, демонстрировали брейкеры в спортивных костюмах и черных шапочках. Реакция аудитории была правильная и радостная. Люди знали и "Бьет по глазам", и "Камасутру" и пели их. Лес рук стоял над залитым солнцем ипподромом.

Ожившая сказка. А уже в середине августа Total ждал город Кельн, где проходил фестиваль "Popkomm". Там группа играла в одной обойме с такими звездами мировой экстремальной рок-сцены, как Red Aim, Crosscut, In Extremo. На остальных тридцати площадках фестиваля были замечены Игги Поп, Трики, Manic Street Preachers, Foo Fighters, Orbital, Stone Temple Pilots, Red Snapper и Younderboy. Total выступал в крупном культовом клубе Live Music Hall, где играл импортный, утяжеленный, вариант программы. Никаких "Адреналинов", но с новым вариантом трип-хоповой песни "Небо" и, как всегда, заводной "Камасутрой". Во время исполнения "Неба" Марина не выдержала и: заплакала. "Для меня слова - это вторично, - рассказывает Чиркунова. - У меня перед глазами стояла картинка "Неба", т.е. там нет никаких сюжетов. То, что делает с организмом музыка в этой песне, это гениально. Ребята играли потрясающе и у меня не хватало словарного запаса, чтобы выразить то, что я чувствую. Я так окунулась в то, что происходило, что я зарыдала, просто отвернулась от сцены, у меня плечи содрогались. Слезы текут, я их утираю и пою дальше". Спетая в заключение по-английски "С добрым утром" имела ожидаемые последствия.

Ошалевшая публика прорвала заграждение и прямо-таки требовала автографов у русской "суперфрау". Представитель восточного отделения фирмы Sony говорил восторженные комплименты усталому Гаеву, чье восточное гитарное соло в "Камасутре" произвело сенсацию в глазах видавших виды европейских журналистов и музыкантов. "Мы играли вместе со знаменитой немецкой группой In Extremo, на счету которой восемь альбомов и популярность уровня Rammstein, - говорит Марина. - Но после Мерилина Мэнсона мы чувствовали себя с немцами на равных. Мы были одними из них. Это было удивительно. Это была победа. Маленькая, но победа". Немецкий тур группы завершился тем, что легендарный лейбл "Indigo", на котором, к примеру, выпускались ранние альбомы Пи Джей Харви, предложил Total контракт. В сентябре в России у группы наконец-то выходит альбом. В ближайшее время планируется совместное выступление с Muse и участие в крупнейшем международном фестивале "Prosto Rock" в Киеве.

Источник: www.zvezdi.ru